По состоянию на 01.01.2024 года на территории Оренбургской области зарегистрировано 87 объектов (54 — площадных и 33 - линейных) топливно-энергетического комплекса с различной категорией опасности, внесенных в реестр категорированных объектов ТЭК Минэнерго России.
В зависимости от тяжести последствий и размеров ущерба в результате совершения в отношении объектов ТЭК актов незаконного вмешательства 1 объекту присвоена высокая, 9 - средняя и 77 - низкая категории опасности.
В соответствии с «Планом проведения Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса на 2023 год», согласованным антитеррористической комиссией в Оренбургской области, должностными лицами Управления Росгвардии осуществлены проверки 23 объектов топливно-энергетического комплекса на соблюдение, обязательных требований, соблюдение которых оценивается Росгвардией при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которые определены Федеральным законом от 21 июля 2011г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 458 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса» и от 19 сентября 2015 г. № 993 «Об утверждении требований к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса» (далее - правила).
По состоянию на 31.12.2023 года план проверок выполнен на 100% - осуществлены проверки 23 объектов, принадлежащие 11 субъектам ТЭК, из них 9 линейных объектов.
В результате контрольно-надзорных мероприятий было выявлено 91 нарушение обязательных требований законодательства Российской Федерации, среди которых 2 нарушения к построению физической защиты объекта и 89 нарушений к инженерно-техническим средствам охраны (к инженерно-техническим средствам защиты — 44; системе охранной сигнализации — 9; сбора и обработки информации — 7; контроля и управления доступом — 1; специальным техническим средствам досмотра — 2; охранному телевидению — 13; охранному освещению — 11; оповещению — 1 и электропитанию - 1), в том числе:
2 нарушения требований, предъявляемых к построению системы физической защиты объекта:
- не проведение учений с оценкой эффективности защиты объекта, в целях определения эффективности системы физической защиты (не реже одного раза в год);
- не проведение анализа уязвимости объекта в целом, а также оценки эффективности существующей системы физической защиты объектов, с периодичностью установленной Требованиями законодательства (для объектов высокой и средней категории опасности - не реже одного раза в год, для объектов низкой категории опасности - не реже одного раза в 3 года).
89 нарушений требований к инженерно-техническим средствам охраны, из них:
44 нарушения требований к инженерно-техническим средствам защиты:
- не заглубление основного ограждения в грунт на глубину не менее 0,5 метра для защиты от подкопа или отсутствие дополнительного ограждения внизу основного ограждения, заглубленного в грунт на глубину не менее 0,5 м, для защиты от подкопа;
- отсутствие дополнительного ограждения на крышах и стенах одноэтажных зданий, примыкающих к основному ограждению объектов и являющихся составной частью его периметра;
- не соответствие предъявляемым требованиям средств защиты оконных проемов контрольно-пропускных пунктов для прохода людей (отсутствие защитных металлических оконных конструкций для уязвимых мест);
- не оборудование входных дверей контрольно-пропускных пунктов для прохода людей переговорными устройствами, отсутствие телекамер для наблюдения за подступами к дверям;
- отсутствуют предупредительные знаки ("Запретная зона! Проход (проезд) запрещен (закрыт)", «Внимание! Охраняемая территория»).
9 нарушений требований к системе охранной сигнализации объектов:
- отсутствие систем охранной сигнализации по периметру территории объектов, либо отсутствие отдельных ее элементов;
7 нарушений требований к системе сбора и обработки информации – отсутствие на объекте таковой;
1 нарушение требований к системе контроля и управления доступом:
- отсутствие на объектах систем контроля управления доступом с возможностью идентификации по одному либо двум признакам в зависимости от категории объектов;
2 нарушений требований к специальным техническим средствам досмотра:
- отсутствие технических средств досмотра;
- не оснащение контрольно-пропускных пунктов для автомобильного и железнодорожного транспорта техническими средствами обнаружения взрывчатых веществ;
13 нарушений требований к системе охранной телевизионной:
- отсутствие на объектах системы охранной телевизионной;
- не соответствие имеющейся на объекте системы охранной телевизионной, предъявляемым требованиям (не обеспечивает видеонаблюдение по сигналам срабатывания охранной сигнализации или видеодетекторов движения, обнаружение проникновения посредством видеодетекторов, обнаружение оставленных предметов, передачу изображения с выводом на пункт централизованной охраны);
11 нарушений требований к системе охранного освещения - отсутствие на объектах систем охранного освещения, либо ее не соответствие предъявляемым требованиям (возможность автоматического включения дополнительных источников света на отдельных зонах охраняемой территории (периметра) при срабатывании системы охранной сигнализации; ручное управление аппаратурой освещения из помещения охраны; совместимость с техническими средствами системы охранной сигнализации и системы охранной телевизионной);
1 нарушение требований к системе оповещения - отсутствие на объектах средств оповещения о чрезвычайных происшествиях или нападении;
1 нарушение требований к системе электропитания - отсутствие резервного электропитания на объектах.
За допущенные нарушения, в отношении 4 юридических и 2 - должностных лиц субъектов ТЭК, владеющих площадными объектами, составлено 6 административных протоколов по ст. 20.30 КоАП РФ («нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК»).
По постановлениям мировых судов, за нарушения требований безопасности, наложено штрафов на общую сумму 275 тысяч рублей.
По состоянию на 01.01.2024 года имеется 45 действующих предписания об устранении нарушений в отношении объектов ТЭК, в том числе: 15 предписаний - в отношении площадных объектов и 30 предписаний - в отношении линейных объектов ТЭК, мероприятия по приведению системы физической защиты которых, должны быть завершены до сентября 2025 года (п. 28 «Требований к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2015 года № 993).
На контроле Управления Росгвардии по Оренбургской области находится ход исполнения ранее выданных предписаний.
В целях контроля за их исполнением, Управлением Росгвардии по Оренбургской области в 2023 году проведено 5 внеплановых проверок. По результатам их проведения, установлены факты неисполнения предписаний об устранении нарушений на 3 объектах топливно-энергетического комплекса. За неисполнение предписаний органа государственного контроля в отношении указанных юридических лиц составлены административные протоколы по части 36 статьи 19.5 КоАП РФ и наложены штрафы на общую сумму 80 тыс. рублей.
В отношении руководителей субъектов ТЭК, длительное время не устраняющих нарушения законодательства в области обеспечения безопасности объектов, Управлением Росгвардии по Оренбургской области внесены предложения в аппарат АТК в Оренбургской области о заслушивании их руководителей по вопросам обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности подведомственных объектов, которое состоялось 25 декабря 2023 года.
Управление Росгвардии по Оренбургской области